Умение создать иллюзию глубины, пространства, существующего
за
пределами плоской поверхности фотографии является одним из способов
сделать
фотографию более интересной и выявить ее важнейшие элементы.
Перспектива закономерности
изображения
предметного мира в соответствии с его зрительным (оптическим)
восприятием. Видимые
предметные очертания, форма, окраска сильно изменяются в зависимости от
расположения
предмета в пространстве относительно глаза наблюдающего человека. Причем
именно
через эти изменения воспринимаются устойчивые, действительные свойства
самого
предмета.
Закономерные изменения
масштабов предметов,
связанные с их удалением от глаза наблюдателя, называются линейной
перспективой.
Ее свойства: фигуры и предметы кажутся тем меньшими, чем дальше они
находятся;
параллельные линии, уходящие вдаль, обнаруживают стремление сойтись в
одной точке;
грани предметов, направленные по лучу зрения глаза, кажутся короче, чем в
действительности.
Изменение цветов и тонов предметов, также обусловленное расстоянием
между объектом
и наблюдателем (толщиной воздушного слоя), называется тональной
перспективой.
Ее свойства: четкость, ясность очертаний предметов теряются по мере их
удаления
от глаза; одновременно уменьшается насыщенность цветов, которые в
отдалении теряют
свою яркость; контрасты светотени в глубине смягчаются; постепенно
угасают блики
и рефлексы; глубина, дали кажутся более светлыми, чем передний план. В
соответствии
с этими закономерностями мы оцениваем расстояния на снимке: фигуры и
предметы,
о которых известно, что они имеют одинаковую контурную объемную форму и
одинаковые
цвета, кажутся находящимися тем дальше, чем больше расплываются их кон
туры, чем
менее четко они различаются глазом, чем менее насыщенны их цвета. Фигуры
— контрастные,
четкие, темные — выступают на передний план.
|
|
Ниже в таблице приведены приемы позволяющие усилить или
уменьшить
иллюзию глубины.
Усиление иллюзии глубины. |
Ослабление иллюзии глубины. |
Использование объектива с малым фокусным расстоянием и
включение
в кадр объектов, расположенных на переднем плане. |
Использование объектива с большим фокусным расстоянием и
исключение
из кадра объектов, расположенных на переднем плане. |
Включение в кадр диагональных линий, как бы уводящих
взгляд за
пределы кадра. |
Включение в кадр линий, пересекающих картину вдоль или
идущих
сверху вниз . |
Отделение предмета на переднем плане от заднего плана с
помощью
избирательной фокусировки и соответствующего диафрагмирования. |
Съемка, когда все предметы в кадре находятся в зоне
резкости,
не всегда приводит к ослаблению иллюзии глубины. |
Боковое или задне-боковое освещение предмета, создающее
тени. |
Равномерное переднее освещение предмета. |
Разделение кадра на три плана - передний, средний и
задний с включением
в каждый из планов каких-либо объектов. |
Исключение из кадра объектов находящихся на разном
расстоянии
от камеры. |
Освещение создающее ярко выраженные тени. |
Рассеянное, плоское освещение (пасмурная погода,
рассеянный или
отраженный свет светильников). |
На нижеприведенном примере иллюзию глубины создают:
-включение в композицию переднего (елочки, березы), среднего (река) и
заднего
плана.
-река , диагональная линия которой идет из левой нижней в правую
верхнюю
часть кадра
- съемка короткофокусным объективом
- задний план немного размыт
Источник: http://www.photoline.ru |